четверг, 21 марта 2024 г.

Система полного привода Subaru Forester

Система полного привода автомобилей Subaru, оборудованные механическими коробками переключения передач (были рассмотрены ТУТ) просты и, надо признать, довольно эффективны. Разобраться в устройстве такого полного привода было легко и увлекательно, быть может так же легко и интересно будет изучать полный привод Subaru с автоматическими трансмиссиями? (Нет)...

Какую бы гражданскую машину марки Subaru с механической коробкой передач вы не эксплуатировали с МКПП, конструкция и принцип действия системы полного привода меняться не будет - 3 дифференциала, межосевой дифференциал симметричный (50:50) и блокируется вискомуфтой, это как говориться - "База". Но когда речь заходит за версии ForesterОВ с двумя педалями все становиться сложнее. Кузова SF, SG, SH оснащались гидротрансформаторными автоматическими трансмиссиями, начиная с кузова SJ, гидротрансформаторные АКПП уступили место вариатору Lineartronic.

Forester SF, SG, SH.

Subaru Forester SF оснащается автоматической трансмиссией 4EAT Phase 1 для дорестайлинговых модификаций. КПП имеет 4 передачи вперед и 1 передачу заднего хода (передаточные числа 1 - 2,785; 2 - 1,545, 3 - 1,000; 4 - 0,694; з.х. - 2,272). Система полного привода в таком случае - без межосевого дифференциала, подключение задних колес осуществляется гидромеханической муфтой с электронным управлением. Называется такая система Active AWD.

Структурная схема полного привода Subaru Forester с гидромеханической муфтой

Алгоритм работы такой системы довольно интересен:

Уже при начале движения муфта, до нажатия на педаль акселератора муфта получает небольшой преднатяг (соотношение перед-зад, примерно, 90/10%). По мере нажатия на педаль газа, давление на пакет фрикционов увеличивается, а распределение может смещаться до соотношения 60/40. 

Есть и еще одна интересная особенность, при переключении селектора АКПП с положение "1" - происходит подача максимально возможного давления на фрикционы муфты, стремясь установить соотношение передаваемого момента к соотношению 60/40%.

В коробке установлены датчики частоты вращения переднего и заднего выходных валов, что позволяет определить пробуксовку передних колес, после чего так же происходит значительное повышение давления на фрикционы межосевой муфты. Эта функция действует на скоростях до 40 км/ч.

С 1999 года Subaru Forester SF получила модернизированную АКПП 4EAT Phase 2, которая устанавливается так же и на SG, SH.

Версия АКПП Phase 2 получила значительное изменение в конструкции - соленоид, отвечающий за управление муфтой передачи крутящего момента устанавливается в задней засти КПП - хвостовике. С такими изменениями появилась возможность установки межосевого дифференциала с блокировкой гидромеханической муфтой посредством электронного управления.

Такая система полного привода получила название VTD. Межосевой дифференциал не симметричный, распределение крутящего момента в соотношении 45/55.

Структурная схема полного привода VTD для Subaru Forester

Версии АКПП Phase 2 могут быть как с системой полного привода VTD, так и Active AWD. Узнать установленную у Вас систему полного привода можно заглянув под капот в подкапотную табличку.


Нас интересует графа Transmission type: TZ1A3ZB2AA.

T: transmission
Z: ( Z - Active AWD, V - VTD)
1A: (Ревизия КПП: 10 - 4EAT Phase 1; 1A - 4EAT Phase 2; 1B - 4EAT Phase 2 Version 2)
3: (модель машины)
Z: (тип привода: Z - Full-time AWD 4-speed AT / Y: Full-time AWD 4-speed AT with VTD
B: (тип ДВС)
2: (нас не интересует)
AA: (нас не интересует)

Forester SH S-Edition.

У Subaru есть спортивное подразделение STI (Subaru Tecnica International), которая раз 4 года выпускает спортивную модификацию Impreza, под названием WRX STI. В 2010 году на австралийском мотор-шоу в Сиднее был представлен Forester S-edition.

Forester SH S-Edition

S-Edition получил 5-ти ступенчатую автоматическую КПП 5EAT, которая была разработана в 2003 году Jacto по заказу Subaru. С такой АКПП машина комплектуется системой полного привода VTD.