понедельник, 11 марта 2024 г.

Настоящий полный привод Subaru

Выкрикните в автобусе слово "Subaru" и в ответ услышите: "оппозитные двигатели". Но по мимо огромного вклада в двигателестроение нельзя и не упоминать не менее легендарные системы полного привода. Subaru - едва ли не единственный автопроизводитель, который остается верным формуле Фергюсона* даже по сегодняшний день.

* - все совпадения с величайшим футболистом и футбольным тренером Сэром Алексом Фергюсоном - совпадения. 

Понятие формула Фергюсона появилось благодаря статье на drive.ru. запатентованной в 1965 году трансмиссии, которая в последствии легла в основу систем постоянного полного привода, ярким примером такой компоновки может служить выпускаемая с 1977 по настоящий день LADA NIVA и многие другие авто.

И если вышеупомянутая LADA NIVA скопировала компоновку один в один, то инженеры Subaru внесли одно очень важное изменение - объединили трансмиссию и раздаточную коробку в единое целое. Это техническое решение получилось на столько удачным, на сколько это вообще возможно. Этот узел входит в состав симметричного полного привода Symmetrical AWD - одинаковая длина приводов относительно продольной длины машины, а также предельно низкий центр тяжести, благодаря оппозитному двигателю и расположению трансмиссии.

На базе такой системы полного привода построены и многие машины марки Subaru. Например, королева 12.5.1. Subaru Impreza в кузове GH/GE с механической коробкой переключения передач.

Subaru Impreza GH 2007 - 2012

В комплектации с третьей педалью машина оснащается раздаточной коробкой, которая в своем составе имеет понижающую передачу (передаточное отношение 1.447:1), межосевой дифференциал (блокируется вискомуфтой) и межколесный дифференциал и все это выполнено в едином корпусе раздаточной коробки. 

Схема полного привода Subaru Impreza с МКПП

Блокировка межосевого дифференциала с помощью вязкостной муфты осуществляется следующим образом. В муфте имеется два набора пластин, расположенных на минимальном расстоянии друг от друга, которые в свою очередь закреплены на ведущем и ведомом валу. Корпус муфты заполнен специальным силиконовым маслом. Особенность этого масла заключается в том, что при вращении ведущего и ведомого вала с одной скоростью частицы масла почти не перемешиваются и его вязкость минимальна, когда один из валов начинает вращаться быстрее или медленнее, чем другой - жидкость начинает перемешиваться и густеть. Может даже затвердеть и очень эффективно склеить пластины - таким образом происходит блокировка межосевого дифференциала. Недостатком применения вязкостной муфты для блокировки межосевого дифференциала является долгое время включения ее в работу.

Крутящий момент между осями в такой системе передается в соотношении 50:50. В случае пробуксовке одной из осей вискомуфта блокирует межосевой дифференциал, распределение моментов стремиться вернуться к соотношению 50:50. 

Преимуществами такого полного привода я назову отсутствие управляющей электроники, как следствие, честность перед водителем - все зависит от человека за рулем, как он воспользуется потенциалом данной системы, так он и проедет или не проедет ответственный участок дороги.

Недостатком же я буду считать полную симметричность - машина не имеет явно выраженных повадок передне- или заднеприводного авто. Поэтому как выводить ее из заноса - вопрос конечно интересный. Что бы не допустить неконтролируемого заноса наличие системы курсовой устойчивости обязательно. И конечно она имеется в данной машине.

Механическая коробка переключения передач с 5 передачами бывает двух видов: turbo и non-turbo (atmo) версии, которые отключатся передаточными числами.

5MT atmo:

1 - 3,454
2 - 2,062
3 - 1,448
4 - 1,088
5 - 0,871
З.Х. - 3,545

Для Subaru Impreza GE/GH с двигателем EJ204 и МКПП главная пара в переднем и заднем редукторе 4,111. График КПП с колесами 205/55 R16 будет выглядеть следующим образом:

График КПП Subaru Impreza с механической коробкой передач с главной парой 4,111

График КПП Subaru Impreza с механической коробкой передач с главной парой 4,111 и понижающей передачей в РК 1,447