вторник, 20 февраля 2024 г.

Полный (ли) привод в Toyota Rav4?

Я всегда думал, что название машины Toyota RAV4 - эта аббревиатура и никак не расшифровывается, пока в недрах интернета (на официальном сайте Toyota) не увидел это: Recreational Active Vehicle 4WD - RAV4. Что в переводе значит: "автомобиль для активного отдыха с полным приводом". Подходит ли ему такое название? Давайте узнаем.

В жизни каждого ваговода наступает момент, когда приходиться сделать каминг-аут и признаться, что ему понравилась машина, которую не производит концерн VAG. Может быть это было мимолетное событие, которое происходило в течении каких-то незначительных пяти минут, но оно было и из памяти его невозможно стереть. Я покатался на Toyota RAV4 в кузове XA30 и мне понравилось было норм. Просто садишься в автомобиль, запускаешь двигатель, переключаешь селектор бесступенчатой трансмиссии в положение D и едешь. По заснеженным дорогам или по не чищенной придомовой территории не задумываясь о том будут ли трудности на твоем пути, ведь ты едешь на полноприводном автомобиле машине. На полноприводной... А какая система полного привода реализована на этой машине? Давайте разберемся.

Первое поколение RAV4 увидело свет в 1994 году (маркировка кузова XA10), европейская версия оснащалась двигателем 3S-FE (бензиновый двигатель, объемом 2 литра, 128 hp @ 5600 rpm, 178 nm @ 4600 rpm), в качестве трансмиссии были доступны механическая и автоматическая коробка передач), привод полный. Для рынка США были доступны переднеприводные версии.

RAV4 XA10 (1994-1998)

И такая машина является отличным примером транспортного средства с постоянным полным приводом. В зависимости от исполнения для механической трансмиссии полный привод с распределением крутящего момента между осями в соотношении 50/50. Центральный дифференциал блокируется вручную. Межосевые дифференциалы "свободные", за дополнительную плату предлагалась установка заднего LSD самоблокирующегося дифференциала.

Система полного привода на машинах с автоматической коробкой передач значительно отличается от вышеуказанной - согласно классификации Toyota это система STD 1: постоянный полный привод с межосевым дифференциалом, блокировка которого осуществляется многодисковой гидромеханической муфтой с электронным управлением. Управление такой системой полного привода осуществляется нажатием кнопки AUTO на панели приборов, при этом блок управления автоматически задает коэффициент блокировки межосевого дифференциала в зависимости от оценки дорожных условий. При выключении кнопки, межосевой дифференциал остается свободным. На каких-то автомобилях кнопки AUTO может и не быть, в таком случае выбор режима работы межосевого дифференциала водителю не доступен.



На сколько мне известно на RAV4 XA10 устанавливается связка АКПП/РК (Раздаточная коробка) - A540H/AF2BE. С точки зрения надежности такая система полного привода обласкана многими владельцами автомобилей. Система STD 1 у автомобилей Toyota считается наиболее совершенной, надежной, а в купе с самоблокирующимся задним дифференциалом довольно эффективной.

Но годы идут, технологии не стоят на месте, все развивается, совершенствуется, а что Toyota? В начале 2000 года свет увидело второе поколение Toyota RAV4 в кузове XA20. 

RAV4 XA20 (2000-2005)

В Европе автомобиль оснащался двумя бензиновыми и одним дизельным двигателем. Младший бензиновый агрегат, объемом 1.8 литра (1ZZ-FE 125 hp @ 6000 rpm, 161 nm @ 4200) комплектовался передним приводом и механической трансмиссией, а бензиновый двигатель, объемом 2 литра (1AZ-FE 150 hp @ 6000 rpm, 192 nm @ 4000 rpm) комплектовался полным приводом, с которым на выбор шли как механическая, так и автоматическая коробка переключения передач.

Дизель, объемом 2 литра (1CD-FTV 116 hp @ 4000 rpm, 250 nm @ 3000 rpm) оснащался механической коробкой переключения передач и полным приводом.

Как же была устроена система полного привода на Toyota RAV4 2 поколения?

Все тот же постоянный полный привод с тремя дифференциалами: два межколесных и один межосевой. За блокировку межосевого дифференциала отвечает вискомуфта - схема STD 2. С точки зрения эксплуатации стало хуже, эффективность вязкозной муфты не могла сравниться с предыдущими техническими решениями. Машины второго поколения оснащались связкой КПП/РК: U140F/MF2AV, опционально также предлагалась LSD блокировка заднего дифференциала.

Продажи Toyota RAV4 в кузове XA20 прекратились в октябре 2005 года, а потом... А потом 3 года тишины. И лишь в конце 2008 года свет увидел Toyota RAV4 в кузове XA30. 

RAV4 XA30 (2008-2013)

Третье поколение кроссовера в Европе получило известный по второму поколению бензиновый двигатель 1AZ-FE и дизельный двигатель, объемом 2,2 литра 2AD-FTV в разных степенях форсировки (136 hp @ 3600 rpm, 310 nm @ 2800 rpm и 177 hp @ 3600 rpm, 400 nm @ 2600 rpm). В России не было дизельных модификаций, но был бензиновый двигатель, объемом 2,4 литра - 2AZ-FE (170 hp @ 6000 rpm, 224 nm @ 4000 rpm).

А еще в 2013 машина пережила рестайлинг и стала на мой взгляд выглядеть очень интересно и самобытно, она не старается быть ни на кого похожа и это мне безумно нравиться, хоть это и Toyota.

Система полного привода получила значительное изменение. Больше не было межосевого дифференциала - его место заняла электронно-управляемая многодисковая муфта. Данная система получила название ATC (Active Torque Contriol). Теперь уже ни о каком полном приводе речи идти не может, такой тип системы полного привода называется автоматически подключаемым полным приводом (полный привод по требованию). Отсутствие дифференциала повлекло за со собой невозможность перебросить на заднюю ось  более половины общего усилия. Карданный вал вращается всегда.


Структурная схема управления электромагнитной муфтой выглядит следующим образом:

Применение электромагнитной муфты в системе полного привода позволяет оптимизировать режимы движения автомобиля. Так, например, при начале движения на заднюю ось подается больший крутящий момент (по сравнению с прямолинейным равноускоренным движением), что обеспечивает лучший контроль транспортного средства. При поворотах на малой скорости на заднюю ось передается меньше крутящего момента, что позволяет лучше контролировать автомобиль (он ощущается как переднеприводный). При равномерном движении без проскальзывания колес происходит значительное уменьшение крутящего момента, передаваемого на заднюю ось с целью экономии топлива. И так далее.

Не смотря на наличие системы стабилизации и курсовой устойчивости машина не имеет электронной имитации блокировки межосевых дифференциалов, поэтому ее внедорожные возможности на довольно низком уровне, а добавляет масла в огонь очень нежная муфта, которая довольно быстро перегревается и вы остаетесь один на один с передней осью.

И начиная с XA30 все остальные поколения RAV4 оснащаются электромагнитными муфтами и XA40, и XA50, как бы вы не назвали систему полного привода - VSC+, Dynamic Torque Control, AWD Dynamic Torque Vectoring AWD - все это подключаемый полный привод.