среда, 28 февраля 2024 г.

Система полного привода Mitsubishi Outlander XL и чуть-чуть III

В сентябре 2007 года на Женевском автосалоне был большой ажиотаж: мало того, что выставка совпала с праздником 8 марта, так и производители привезли огромное количество интересных моделей - обновленные BMW 1er, 5er, совершенно новый Mersedes C-class, Opel Corsa OPC, Volvo XC70, Jaguar XJ, новый Mini One Cooper D и конечно же самая ожидаемая Европейская премьера Audi A5, а еще... Peougeot 4007 и Citroen C-Crosser. Совершенно новые и ни что не похожие кроссоверы от Французов? Нет, это Mitsubishi Outlander XL с новыми шильдиками...

Mitsubishi Outlader XL был представлен двумя годами ранее - в 2005 году. По сравнению с предыдущим поколением были значительные изменения: автомобиль получил новую глобальную платформу Mitsubishi GS, которая стала прародителем огромного числа транспортных средств как для Mitsubishi (Lancer X, Delica D:5, ASX, Eclipse Cross), так и для концернов Chrysler/Fiat (Dodge Caliber, Jeep CompASS, Chrysler Sebring, Chrysler 200) и Citroen/Peougeot (C-Crosser - 4007, C4 - 4008). 

Говоря о модульности - в пример всегда приводят концерн VAG и его PQ35/MQB платформы, как эталон взаимозаменяемости, компетентности, адаптивности и пр. Но в те кучерявые годы Mitsubishi были очень близки к VAG: серия двигателей 1.5, 1.8, 2.0, 2.4 - внутри одной модели была взаимозаменяемой, а система полного привода AWC на одних и тех же компонентах доступна как для кроссоверов Outlander и ASX, так и для городского седана Lancer X. Отлично поднимает настроение и то, что Mitsubishi не списали один в один и не пытались внедрять защиту компонентов в свои электронные блоки, как это делает VW, хотя, как говорится, еще не вечер.

Давайте же скорее и по-внимательнее рассмотрим Mitsubishi Outlander XL.


В России машина предлагалась с 3 бензиновыми двигателями, объемом 2.0, 2.4, 3.0 литра. Самый интересный - 3.0 MIVEC - V6 - 3B31, развивающий 220 hp @ 6250 rpm, 276 nm @ 4000 rpm. В те времена было очень мало кроссоверов, которые могли похвастаться наличием у себя под капотом шестицилиндрового двигателя (Не всем-то оно и было надо, честно говоря). Но с таким двигателем в разгоне до 100 км/ч из 10 секунд он выходил. 

Касаемо трансмиссии. Для моделей с двигателями 2.0 и 2.4. доступны механическая КПП и вариатор, для V6 3.0 - шестиступенчатый автомат. Автоматическая трансмиссия устанавливается модели W6AJA, производства Jatco.

А еще был откидной задний бортик - очень классная вещь для лесных пикников.


AWC

Машина получила систему полного привода, принцип действия, которого лежал в передаче крутящего момента на заднюю ось с помощью электронно-управляемой многодисковой муфты. Такая система получила название All-Whell Control. Основные составные части системы полного привода приведены на изображении ниже.




Интересная особенность данной трансмиссии заключается в селекторе выбора режимов работы системы полного привода: 

Шайба выбора режимов полного привода (арт. 8604A008).

Водителю на выбор предлагается три режима: 2WD, 4WD, LOCK и сколько же лет уже идут баталии, касаемо работы системы и в какое положение когда необходимо переключатель селектор: деды-экономисты (те самые, которые покупают огромный недоджип, а потом жалуются на большой расход топлива) рекомендуют двигаться только в режиме 2WD, но перед сложным препятствием обязательно необходимо включать режим "LOCK", а после сразу же выключать и вообще нельзя перегревать муфту, а то ее потом придется чинить. Дрифтеры-аутисты после покупки авто переводят селектор в положение "LOCK" и больше к нему не возвращаются.
А ведь как просто Mitsubishi добились того, что бы их автомобили не покидали инфо-поле современных автомобилистов, достаточно было добавить игрушку на торпедо авто. 

Разберемся подробнее как работает система полного привода AWC на Mitsubishi Outlader XL. В работе системы полного привода задействованы следующие блоки:

Блок системы управления полным приводом получает аналоговый сигнал от селектора DRIVE MODE (2WD, 4WD, LOCK) о выбранном режиме движения. С блоками Engine ECU, ETACS, ASC обмен происходит по цифровой CAN-шине данных.
Каждый блок выполняет следующие функции:
Блок управления двигателем отправляет по CAN-шине информацию о положении педали газа, текущих оборотах и крутящем моменте двигателя. 
Блок ASC - скорость вращения колес, сигнал о срабатывании антиблокировочной системы тормозов (ABS), так же может посылать ограничение на развиваемый двигателем крутящий момент.
Блок ETACS выполняет роль шлюза. Передает диагностические данные от блока управления системы полного привода на панель приборов и в систему диагностики.
Блок управления системы полного привода выдает управляющее воздействие (ток 1-3 Ампера), на основе вычислений переменных получаемых от всех входных данных.
Электро-магнитная муфта передает крутящий момент соответствующий заданию блока управления системы полного привода. Выполняет функции самодиагностики.

Муфта приводится в действие при помощи соленоида. Согласно технических данных Mitsubishi значение тока для регулировки может достигать 3 А. При переводе селектора DRIVE MODE в положение 2WD управляющее воздействие на соленоид не подается, машина обретает повадки моноприводной. При переводе селектора в положение 4WD муфта может блокироваться в диапазоне 0...100%. Режим LOCK повышает коэффициент блокировки муфты на 30% относительно режима 4WD.


S-AWC

Развитием системы AWC является система S-AWC (Super- All Wheel Control) - в раздаточной коробке установлена электронно-управляемая муфта, которая выполняет функции блокировки межколесного дифференциала - активный дифференциал (ACD). 



Такая система состоит из следующих частей: 
Раздаточная коробка с муфтой (3200A147)
Правый привод (3815A374)
Блок управления AWC с расширенными функциями (8510C295)
Переключатель режимов (8604A019)

Не смотря на то, что положений 2WD и 4WD на переключателе нет - постоянный полный привод не появился. Outlander XL остается все тем же кроссовером с подключаемым полным приводом, но уже с активным передним дифференциалом.


Про систему ASC

Современные системы стабилизации и курсовой устойчивости автомобилей имеют в своем составе как очень быструю микропроцессорную технику, способную выполнить огромнейшее количество операций в секунду, так и расширили свой функционал. Прочитайте статью про VAGовский блок № 03, вы будете приятно удивлены, причем на момент 2024 года блоки ESP MK60 уже считаются устаревшими, во всем мире в обиходе MK100. Каждое новое поколение на порядок, а то и на два быстрее предыдущего и имеет новые функции. Что же нам могла предложить система ASC в 2008 году?

Система ASC, как и полагается, такому типу систем сочетает в себе различные подсистемы и функции: подсистему ABS, подсистему распределения тормозного усилия EBD, функцию контроля тяги TCL, систему курсовой устойчивости ASTC, Brake Assist - подсистему помощи при экстренном торможении, HSA - подсистему помощи трогания на подъеме и ESS - аварийная сигнализация при экстренном торможении.
По большой части блоки можно разделить на три типа:
1. Блоки с поддержкой ABS
2. Блоки с поддержкой ASC
3. Блоки с поддержкой ASC + HSA, ESS.
Блоки с ASC бывают так же для 2WD и 4WD.

Блок 4670A719 на плате управления шильд ATE

Принцип действия данного ассистента не отличается систем стабилизации, устанавливаемых на другие автомобили тех лет. Производителем заявлена электронная имитация блокировки дифференциала посредством подсистемы TCL, цитата:

When TCL detects the slip of the driving wheel (ex. during startup on low µ road), it automatically applies the brakes to the slipping driving wheel. At the same time, TCL reduces the engine output and prevents the wheel spin when it determines that the engine torque is too high for the road surface µ.

Для тестирования работы системы имитации межколесных блокировок лучше всего подходит ровная поверхность и колесные ролики - это своего рода тест в вакууме, где влияние внешних воздействий сведено к минимуму, а подвеска автомобиля находится в состоянии покоя, что позволяет не учитывать геометрические особенности машины. 

При прохождении данного теста Mitsubishi Outlander XL преодолел 4 испытания из 5. Не смог выбраться из ситуации с висячей в воздухе передней осью и одним из задних колес. При этом TCL осуществляла "закусывание" висящего в воздухе колеса задней оси, но, скорее всего, момента, передаваемого на заднюю ось было не достаточно, машина с места не сдвинулась. Многие владельцы и блогеры утверждают, что алгоритм работы системы настроен не совсем корректно (охотно им верим), возможно при увеличении времени блокировки тормозных механизмов все получилось бы совсем по-другому.




И все же придется коснуться Outlander 3...

Механически система полного привода Mitsubishi Outlander 3 ничем не отличается от своего прародителя. Также были комплектации с ACD на трехлитровых версиях и все та же муфта на 2.0 и 2.4. Все новшество принесли электронные ассистенты. Теперь машины с двигателями 2.0 и 2.4 литра стали оснащаться электронным ACD (EDS, EDL) - электронной имитацией блокировок межколесного дифференциала, а Eclipse Cross по умолчанию оснащается только электронным ACD.
Сейчас я Вас очень легко научу "читать" Аутлендеры в 3 кузове. Смотрим на заднее стекло чуть правее и вниз, видим надпись:

не видим никакую надпись... машина переднеприводная.
Фото с сайта drom.ru

Видим надпись 4WD. Система полного привода AWC. Без электронного ACD
Фото с сайта drom.ru

Видим заветную надпись S-AWC. Соответствующая электроника присутствует
Фото с сайта drom.ru

Ну и конечно же вместо селектора DRIVE MODE с 3 поколения Outlander на торпедо присутствует кнопка DRIVE MODE. Кнопки бывают двух видов:
Ссылка на автора изображения

Система полного привода Mitsubishi Outlander XL, Outlander III выполнена при помощи надежной электромагнитной муфты, которая приводится в действие электромагнитным соленоидом. Сравнивая систему полного привода Outlander и Toyota RAV4 хочется заметить, что муфта, установленная в Outlander допускает большие нагрузки и перегревы, отключение муфты будет сопровождаться информационным сообщением на панели приборов. При этом необходимо учитывать особенность работы электронной имитации межколесных блокировок и не допускать потери сцепления с дорогой у 3 из 4 колес.